КРАСОТА ФОРМ В ПРИРОДЕ
Ernst Haeckel
«Красота форм в природе» (нем. Kunstformen der Natur) —
литографическая книга немецкого биолога Эрнста Геккеля. Первоначально
публиковалась в период с 1899 по 1904 годы в комплектах по 10 оттисков, полная
версия из 100 оттисков вышла в 1904 году.
Второе издание книги, которое содержало лишь 30 оттисков,
вышло в 1924 году.
Многие из организмов, изображенных в книге, были впервые
описаны самим Геккелем. Всего на основе эскизов и акварельных набросков Геккеля
было изготовлено более 1000 гравюр, лучшие из которых были отобраны для книги и
переведены в печатную форму литографом Адольфом Глитчем.
По словам современного исследователя Олафа Брайдбаха,
который являлся редактором новых изданий «Красоты форм в природе», это «была не
просто книга с иллюстрациями, но также отражением его взглядов на мир». Формы
жизни были отобраны так, чтобы продемонстрировать совершенство их организации,
начиная от натуралистичных зарисовок рыб и аммонитов до глубоко симметричных
медуз и микроорганизмов. В то же время каждая страница была скомпонована так,
чтобы визуально охватить максимум представителей одного вида или семейства
живых существ.
Книга имела большое влияние на искусство и архитектуру
начала XX века. В частности, многие представители модерна пытались
воспроизвести некоторые из тех красивых форм, что были изображены Геккелем. В
том числе, Рене Бине, Карл Блосфельдт, Ганс Кристиансен, Эмиль Галле. Одним из
ярких примеров такого влияния можно назвать здание амстердамской Биржи Берлаге,
которую спроектировал Хендрик Петрюс Берлаге отчасти под влиянием «Красоты форм
в природе».
Книгу Эрнста Геккеля "Красота форм в
природе" без преувеличения можно назвать работой эпохальной. Она была
украшением любого состоятельного дома и имела особое предназначение: содержание
ее было столь же прекрасным, как сама природа. А природе, как любому художнику,
свойственно особенное чувство красоты. Ни роскошный переплет, ни очевидно
глубокое содержание книги не оставляли ей возможности быть лишь указанием на
статус и культурный уровень дома. Совсем напротив - при каждом удобном случае
ее доставали с полки, показывали гостям и с великим удовольствием разглядывали
сами - все, от самых маленьких до самых старших членов семьи.
Литографии Эрнста Геккеля:
Комментариев нет:
Отправить комментарий